✓ SubscribeSubscribers: 149
Оттиск на тисе
Военный ценз
Основание любой морали — долг, то есть понятие, находящееся в таком же отношении к группе, как личный интерес к индивидууму.
В целом я хорошо отношусь к ограничению избирательного права. Финансовый и образовательный ценз, на мой и не только мой взгляд, могут положительно повлиять на демократическую политику государства. Хайнлайн же придумал, мне кажется, уникальный вариант ценза: полноценными гражданами становятся только те, кто успешно прошёл военную службу. Как он это обосновывает?
Так какова же разница между нашими избирателями и носителями гражданских прав прошлого? Хватит гадать, я изложу очевидное: при нашей системе каждый полноправный гражданин — это человек, который продемонстрировал добровольной и тяжелой службой, что ставит интересы группы выше личной выгоды. В этом единственное практическое различие. Ему может не хватать мудрости, он может ничего не смыслить в гражданских достоинствах. Но его обычная деятельность бесконечно лучше, чем у представителя любого правящего класса в истории.
Неоднозначная точка зрения, но заставляет задуматься. Он высказывает тезис, с которым я однозначно согласен: если человек получает права, то вместе с ними получает и ответственность. Чем больше прав, тем больше личной ответственности. Тут можно приводить много цитат из "Звёздного десанта", парочку я привёл в предыдущем посте, но лучше просто прочитать.
Гражданство — это отношение, состояние сознания, эмоциональная уверенность в том, что целое больше части, и эта часть должна скромно гордиться тем, что приносит себя в жертву, чтобы целое могло жить.
Этика, мораль, отсутствие естественных прав - все эти темы подробно раскрыты в романе, причём раскрыты с нетипичной стороны. Кто сейчас готов говорить, что естественные права - это выдумка? Или что военные - это самые свободные, самые честные и самые общественно полезные люди?
В училище нам рассказывали об армиях, которыми управляли, словно рабами на галерах. Но мобильный пехотинец — свободный человек; все, что им движет, идет изнутри — самоуважение, уважение товарищей по оружию, гордость за то, что он один из них. Словом, то, что называется моралью, или esprit de corps.
#книжное
Основание любой морали — долг, то есть понятие, находящееся в таком же отношении к группе, как личный интерес к индивидууму.
В целом я хорошо отношусь к ограничению избирательного права. Финансовый и образовательный ценз, на мой и не только мой взгляд, могут положительно повлиять на демократическую политику государства. Хайнлайн же придумал, мне кажется, уникальный вариант ценза: полноценными гражданами становятся только те, кто успешно прошёл военную службу. Как он это обосновывает?
Так какова же разница между нашими избирателями и носителями гражданских прав прошлого? Хватит гадать, я изложу очевидное: при нашей системе каждый полноправный гражданин — это человек, который продемонстрировал добровольной и тяжелой службой, что ставит интересы группы выше личной выгоды. В этом единственное практическое различие. Ему может не хватать мудрости, он может ничего не смыслить в гражданских достоинствах. Но его обычная деятельность бесконечно лучше, чем у представителя любого правящего класса в истории.
Неоднозначная точка зрения, но заставляет задуматься. Он высказывает тезис, с которым я однозначно согласен: если человек получает права, то вместе с ними получает и ответственность. Чем больше прав, тем больше личной ответственности. Тут можно приводить много цитат из "Звёздного десанта", парочку я привёл в предыдущем посте, но лучше просто прочитать.
Гражданство — это отношение, состояние сознания, эмоциональная уверенность в том, что целое больше части, и эта часть должна скромно гордиться тем, что приносит себя в жертву, чтобы целое могло жить.
Этика, мораль, отсутствие естественных прав - все эти темы подробно раскрыты в романе, причём раскрыты с нетипичной стороны. Кто сейчас готов говорить, что естественные права - это выдумка? Или что военные - это самые свободные, самые честные и самые общественно полезные люди?
В училище нам рассказывали об армиях, которыми управляли, словно рабами на галерах. Но мобильный пехотинец — свободный человек; все, что им движет, идет изнутри — самоуважение, уважение товарищей по оружию, гордость за то, что он один из них. Словом, то, что называется моралью, или esprit de corps.
#книжное